С егодня мы живём в такой культуре, где не обязательно быть с одним партнёром всю жизнь. Всё поменялось. И похоже, у партнёра теперь появился «срок годности». Вступая в отношения, вы считаете, что они продлятся вечно, а спустя три месяца думаете: «Какого чёрта я вообще с этим человеком делаю?» Это потому, что вы во всём исходите из собственных предпочтений — что вам нравится, а что нет. И поэтому у вас всё то работает, то не работает. А когда всё портится или теряет стабильность, вы испытываете сильнейшую боль и страдание, что совершенно необязательно. Если слишком часто повторять этот цикл — влюбиться, а потом разлюбить — если тех, с кем вы продолжаете в это играть, становится слишком много, через какое-то время вы почувствуете своего рода "онемение": вам никто не будет нравиться, поскольку существует такая вещь, как "рунану-бандха".

Рунану-бандха — это один из аспектов кармы, определенная кармическая структура. Она появляется как следствие продолжающегося взаимодействия между встречающимися людьми. Каждый раз, когда кто-то встречается и общается между собой, создаётся рунану-бандха. А особенно, когда соединяются два тела, рунану-бандха становится гораздо глубже. Это что-то вроде воспоминаний в теле: оно хранит информацию обо всём, что было. Если у одного тела с другим произошла интимная связь, оно запоминает конкретно эту энергию.

А поскольку тело имеет свойство помнить, то когда партнёров много, со временем оно оказывается сбитым с толку, и эта запутанность отражается на вашей жизни миллионом различных способов. Ваш ум находится в запутанности, но с этим вы можете как-то справиться. Но если тело оказалось сбитым с толку — вы в беде.

Во многих отношениях, одна из главных причин тех тревог, беззащитности, депрессий, которые сейчас повсеместно возникают, состоит в том, что тела дезориентированы. Пройдет время, и уже не нужно будет никаких причин, чтобы свихнуться. Люди сходят с ума беспричинно, потому что их тела дезориентированы.

Одна из причин ведущие к потере ориентации в теле — это многочисленные интимные связи. Еще одна — это еда, которую вы едите. Когда у людей появляется достаток, они думают, что нужно съедать всё сразу за один присест. В старые времена в Индии никогда не ели больше двух-трёх разных продуктов за раз, и эти три продукта всегда сочетались между собой, а несочетаемое не ели никогда. В наших домах настолько хорошо понимали своё тело, что при приготовлении какого-либо овоща всегда использовали соответствующий ему тип карри. И приготавливая этот овощ, никакого другого карри не использовали. Существовало понимание того, что при смешивании неподходящих ингредиентов тело будет дезориентировано.

Еще мальчишкам, нам объясняли, как выбирать овощи, когда идешь на рынок. В наши дни это совсем исчезло, а когда я был юным, и мы ходили на рынок, мне объясняли: "Если купил этот овощ, вон тот не бери, потому что после этого тот нельзя есть в течение двух дней. Если съел это — тогда не ешь то", потому что тело будет сбито с толку. А если ваше тело сбить с толку, у вас поедет крыша во многих смыслах. И у нас всегда было это понимание.

Теперь же на любом званом ужине я вижу, как все превратилось в какое-то безумие. Недавно на одной встрече кто-то с гордостью объявил, что у них предлагается 270 различных блюд. И люди пробовали понемногу отовсюду. От подобной пищи тело теряет ориентацию.

Так вот, это и есть две основные причины: неправильная еда и интимные связи без разбора, и они создают неразбериху на телесном уровне. И со временем это приводит к последствиям. Вы спросите: «Выходит, я совершил грех? И это — моё наказание?» Вопрос так не стоит. У любого действия есть последствия. Это вопрос не из области морали, здесь речь о том, как это происходит на экзистенциальном уровне. Когда вы совершаете некие действия над своим разумом, наступают определенные последствия. Когда вы совершаете некие действия над своим телом, тоже наступают определенные последствия.

Раньше существовало глубокое понимание подобных вещей, и жизнь была устроена с учетом этого. Теперь же во имя свободы нам нужно всё разрушить и испытывать страдания. Возможно, через несколько веков мы осознаем, что так жить нельзя.