Содержание: 

  1. Настоящее значение слова «Творчество»
  2. Творческий процесс. Взгляд мистика
  3. Можно ли стать творческим человеком или это врожденное качество?
  4. Могут ли тревоги и волнения подпитывать творчество?
  5. Откуда Садхгуру черпает вдохновение для своего творчества?
  6. Мнение Садхгуру об искусстве

Настоящее значение слова «Творчество»

Садхгуру: Я не верю, что человек может быть творческим. Если мы воспринимаем окружающее нас творение с определенной глубиной, то мы можем по-разному имитировать, комбинировать и изменять воспринятое и казаться при этом очень творческими для других людей. Но на самом деле это не настоящее творчество. Всё, что может быть создано, уже существует в Мироздании. Мы, как максимум, искусные ремесленники. Если объяснять творчество как создание чего-либо, будь это создание кинофильма, картины, здания, речи — чего угодно, то это не настоящее творчество — это искусная имитация. Из-за того что мы уделяем внимание разным сторонам жизни, мы способны создавать такую имитацию, которая другим кажется невероятной. Если вам не нравится слово «имитация», вы можете использовать слово «копирование».

Творческий процесс. Взгляд мистика

Посмотрите на людей: ни у кого не растут рога, нет дополнительных рук или третьего глаза — всё у всех одинаково, но при этом всё отличается. Вот это — творчество. Если описывать людей упрощенно, то у всех есть две руки, две ноги, один нос, два глаза и так далее. Но посмотрите насколько каждый из нас уникален. Такова природа творения.

Не стоит думать, что мы создаем что-то. В некотором смысле, осознанно или неосознанно, мы лишь воспроизводим воспринятые нами впечатления. Никто не способен здесь создать что-то новое. 

Всё, что вы создаете, будь то ювелирное украшение, предмет одежды, здание или что угодно, любой формы и цвета, — всё это уже существует где-то в природе.

Вы получаете очень много впечатлений и не все из них осознаёте. Некоторые формы, цвета и очертания, существующие в вашем уме, могут найти неосознанное выражение. Люди говорят, что в ашраме очень красиво, но горы создал не я, хотя они — самая красивая его часть. Горы задают общий настрой, хотя многие люди этого и не замечают.

Однажды Шанкаран Пиллай приехал в Центр Йоги «Иша» и пожелал номер с красивым видом. Ему выделили комнату в блоке «Читра». Но гость оказался недоволен увиденным и повторил: «Я хочу номер с прекрасным видом!» 

Ему ответили, что из этих окон открывается самый лучший вид. 

На что Шанкаран Пиллай сказал: «Эти чертовы горы всё загораживают!» 

Вот что происходит со многими из людей. Они не видят вещи такими, как они есть. Вместо этого у них есть лишь представления. Если вы хотите создать что-то красивое, то для начала нужно избавиться от всех идей. Идея совершенно необязательно должна быть связана с реальностью. Если вместо идеи у вас будет чистое восприятие, если вы просто будете постоянно вдыхать жизнь, то всё, что вы захотите создать или осуществить, будет реализовано в форме, в цвете, в звуке и в чем бы то ни было еще. Захотите ли вы написать музыку, создать одежду или построить здание, если вы будете уделять достаточно внимания этому — всё это осуществится.

Можно ли стать творческим человеком или это врожденное качество?

Вопрос: Садхгуру, являются ли творческие способности врожденными или их можно развить? 

Садхгуру: То, что мы считаем творческими способностями, на самом деле результат остроты внимания. Некоторые люди очень внимательны к словам и значениям, поэтому у них получается один результат. Другие очень внимательны к формам и цветам, и это находит воплощение в другом виде. Третьи очень восприимчивы к звукам, и они могут безо всяких усилий создавать музыку. То, насколько обостренно и глубоко ваше внимание, в некотором смысле отражается в вас. 

Суть того, что я пытаюсь сделать, — привести миллионы людей к тому, чтобы они смогли по-настоящему воспринимать, без привнесения искусственно созданного намерения. Если люди освоят только это, для них станет возможным многомерное творчество. Дело не в том, что необходимо практиковаться. Людям не хватает обычного внимания. 

Наша собственная мозговая деятельность — вот чем поглощено всё внимание людей. Они не знают, как управлять своей памятью и вниманием по отдельности. Память постоянно переполняет их внимание и затуманивает его. Люди могут называть это мыслями или эмоциями, но, по сути, это накопившаяся память, которая мешает чистому вниманию. Для вас вполне естественно быть внимательными. Когда вы бодрствуете — вы внимательны, как же может быть иначе? Этот процесс нарушается только потому, что память проникает во все аспекты. 

Основная работа, которую я всегда пытался сделать, заключается в том, чтобы люди научились разделять свою память, внимание и воображение. Воображение не является проблемой, потому что воображение — это во многом развитие памяти. Животные обладают очень обостренным вниманием, но у них нет такой яркой памяти, как у людей.

Но вместо того чтобы использовать память как невероятную возможность, большинство людей используют ее как источник страданий.

Большую часть времени люди страдают от того, что произошло 10 лет назад, а также от того, что может произойти послезавтра. 

Животные ведут свою борьбу, но они не страдают от своей памяти, они страдают от жизни. Люди же большую часть времени страдают от собственной памяти. 

Могут ли тревоги и волнения подпитывать творчество?

Вопрос: Где рождаются творческие идеи? Возникают ли они из некоторого внутреннего беспокойства или тревоги? Иначе почему мне хочется выражать себя? Важно ли, чтобы творчество, идеи, поэзия, музыка рождались из состояния беспокойства или волнения?

Садхгуру: Проблема большинства людей заключается в том, что пока вы не заденете их за живое, большую часть времени они живы лишь наполовину. Инертность — вот выбор, который сделали люди. Инертность не позволяет ничему происходить. Людей в таком состоянии может расшевелить только угроза извне, например, пандемия. Только в этом случае они начинаются беспокоиться о жизни. Это несчастный способ существования. Вы должны заботиться о своей жизни каждый миг. Беспокойство должно быть вызвано искренним участием, а не влиянием внешних ситуаций. 

Мы знаем жизнь только в той мере, в какой мы внимательны к ней. Какова глубина вашего внимания, такова и глубина вашего восприятия жизни. Если ваше внимание безгранично, то и восприятие жизни будет безграничным. Если восприятие вашей жизни безгранично, оно может найти свое выражение даже в простой работе, которую вы выполняете, или в поэзии, музыке и в чем угодно другом. 

То, какое выражение вы найдете, зависит только от того, каким вниманием вы обладаете. Присутствует ли ваше чистое внимание во всём? Похоже ли оно на лампочку? Если ее зажечь, свет от лампочки падает на все предметы без исключения. Или ваше внимание нацелено только на определенные вещи? Большинство людей обращают внимание только на то, что им кажется интересным. Выбирать, что стоит вашего внимания, а что нет — это неправильный подход к жизни. Источник Творения уделил созданию муравья не меньше внимания, чем созданию человека. Если такова природа Мироздания, кто вы такие, чтобы решать, что достойно вашего внимания, а что — нет? 

Откуда Садхгуру черпает вдохновение для своего творчества?

Вопрос: Когда вы пишите стихи или создаете картину, о чем вы думаете?

Садхгуру: Это может показаться немного странным, но когда я пишу стихи, я даже не перечитываю их. У меня нет конкретного замысла. Можно сказать, что стихотворение льется из меня. То же самое можно сказать про картины или что-либо еще. Когда я говорю, вожу машину, учу, пишу, рисую — всё это для меня примерно одно и то же. Найти выражение — это неподходящее определение, потому что, если вы хотите что-либо выразить, у вас изначально должна быть какая-то мысль, идея, философия или идеология. Скорее из меня что-то льется, чем я что-то выражаю. Я всегда наготове, и если ситуация располагает к этому, я становлюсь широким потоком, а если нет, то выдаю информацию по капле.

Мнение Садхгуру об искусстве 

Вопрос: Садхгуру, проводите ли Вы различие между массовым и классическим изобразительным искусством? Как Вы думаете, существует ли вообще в искусстве иерархия? 

Садхгуру: Нет, совсем нет. Если бы мне пришлось разделять искусство по категориям, то я бы разделил его на искусство, исходящее из глубокого уровня разочарования, и искусство, исходящее из радости. В определенный период времени искусство, рожденное в глубоком страдании и разочаровании, стало стилем европейского искусства, и теперь весь мир старается этому подражать, что очень нехорошо. Ведь когда такие вещи окружают вас, постепенно они начинают оказывать на вас влияние. Иначе, если подобные вещи не оказывают на вас влияния, их нельзя назвать искусством. Они способны воздействовать на вас по-разному, не только визуально. 

К сожалению, мировые религии превозносят страдания. В йогической культуре мы всегда ценили ананду, блаженство, и экстаз как высшую ценность. Страдание не имеет ценности, потому что оно всегда является продуктом вашего собственного ума, в то время как радость не порождается умом.

Когда вы соединены с жизнью — вы естественным образом испытываете блаженство, когда вы теряете связь с жизнью и становитесь «мыслемешалкой» — тогда у вас возникают страдания и разочарования.

Так что я бы разделил искусство на две категории: искусство, которое исходит из глубокой печали, и искусство, исходящее из радостного выражения жизни.