Садхгуру: Индия — единственное место, где боги должны уметь танцевать. Если они не умеют танцевать, они не могут быть богами! Потому что самая близкая аналогия, которую вы можете дать феномену Творения, — это танец. Современные физики используют это слово — они говорят, что Творение словно находится в танце. Если вы наблюдаете за танцем, на первый взгляд кажется, что в том, что происходит, нет никакой логической последовательности. Но если присмотреться, то весь процесс основан на очень глубокой системе.
Например, в индийском классическом танце может показаться, что танцор просто беспорядочно двигает руками и ногами. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного. Но если вы посмотрите достаточно внимательно, то всё, что происходит, глубоко согласовано. Если бы эта согласованность отсутствовала, вы бы не наслаждались танцем. Чтобы иметь возможность делать, казалось бы, нелогичные вещи, подобно размахиванию руками и ногами в разные стороны, но при этом сохранять абсолютную согласованность в создании необходимого образа, требуются годы тренировок и практики.
Если танец имеет геометрическую эстетику, он определенным образом влияет на зрителей, хотя они могут и не знать историю или не понимать, что это за танец. То же самое и с пониманием музыки в другом измерении.
К этому же приходят и физики. Творение кажется абсолютно беспорядочным и случайным, но при ближайшем рассмотрении всё каким-то образом синхронизировано. Во всём есть некая согласованность, которую они до сих пор не могут понять. Единственная причина, по которой Йога вообще возможна, состоит в том, что существует согласованность между индивидуальной жизнью и более широким проявлением Творения. Если бы не было согласованности, вы не смогли бы стать единым целым. Если бы не было согласованности, не было бы возможности объединения.
Одной из теорий, обсуждаемых в науке в последние несколько лет, является Конструктивная теория. Учёные говорят, что независимо от того, возьмёте ли вы атом, человека, слона или Космос, — фундаментальная конструкция одна и та же. Только сложность возрастает.
Это то, что мы всегда говорили в Йоге. Микрокосм и макрокосм — это, по сути, одна и та же конструкция. Именно с этого и начались йогические практики. Мы сказали, что анда, пинда и брахманда — ингредиенты, из которых состоит эта жизнь, отдельный человек и Космос — это 3 проявления одного и того же. Все они находятся в единой синхронности. И поскольку это одна и та же конструкция, вы можете вставить одно в другое. Вы можете съесть морковь и сделать ее человеком, потому что это — одна и та же конструкция.
Ближайшая аналогия и самое близкое описание, которое вы можете дать функционированию Космоса — это танец. Всё кажется случайным, но за этим стоит совершенная организация и синхронность.
Просто представления большинства людей об организации слишком интеллектуальные и аналитические. Например, возьмём красивый ухоженный сад и лес. Сад означает, что все организовано. Лес означает отсутствие организации. Но если вы не будете заниматься садом в течение 3 месяцев, он исчезнет. Но лес может жить миллионы лет без вашего внимания. Так какую организацию вы бы посчитали лучшей?
В храме Чидамбарам есть Натараджа, Шива как Владыка Танца. Натеша или Натараджа — одна из самых значительных форм Шивы. Когда я посещал ЦЕРН в Швейцарии (это физическая лаборатория, где происходят всевозможные разрушения атома), я увидел статую Натараджа перед входом. Её установили, потому что ученые выяснили, что в человеческой культуре нет ничего, что было бы ближе к тому, что они делают прямо сейчас.
Поскольку Творение — это танец, мы сказали, что божество — это танцор. Если он не танцор, как он мог воплотить этот танец? Когда мы говорим, что Шива — это Натараджа, мы не говорим об индивидуальном танце. Вы могли заметить, что на изображении Натараджа вокруг него есть круг. Круг всегда является символом космоса, потому что, когда что-либо движется, наиболее естественной формой, возникающей в Мироздании, является круг. Всё, что происходит само по себе, представляет собой круг или эллипсоид, слегка искаженный круг, потому что круг — это форма наименьшего сопротивления. Планета, Луна, Солнце — все они круглые.
Вот почему круг вокруг Натараджа символизирует Космос. Он — космический танцор. Так его всегда описывают. Речь идет не об индивидуальном танце в Космосе. Мы говорим, что Космос находится в танце, а танец управляется определенным разумом. Поскольку мы индивидуальны и понимаем все как отдельные формы жизни, мы индивидуализируем это как Натараджа для нашего собственного восприятия. Слово «Шива» буквально означает «То, чего нет» или «То, что есть Ничто». Это Ничто — пустое пространство, но оно танцует. Поскольку оно танцует — всё и происходит.
Форма Натараджа, по сути, происходит из Южной Индии, точнее из штата Тамилнад. Она представляет собой восторг Творения, танец Творения, который сам создал себя из вечной неподвижности.
Натараджа, стоящий в храме Чидамбарам, очень символичен, потому что то, что вы называете Чидамбарам, — это просто абсолютная неподвижность. Именно это заключено в форме этого храма.
Вы не можете понять этот танец, потому что всё, что вы поймёте, будет лишь неправильным выводом. Но вы можете ощутить эстетику танца или стать танцем. Если вы постигаете красоту танца путем наблюдения, мы говорим, что вы — духовный искатель. В обществе вас могут называть по-разному, возможно, ученым, но всё же вы — духовный искатель. Вы хотите знать: что это, — поэтому вы обращаете внимание. Если вы станете танцем, вы станете божественным, вы станете йогином. Это тот выбор, который у вас есть.
Танец настолько совершенен, что мы почти забываем танцора, но без танцора не может быть танца. Мы не можем видеть танцора, потому что наше видение, наше внимание становится поверхностным.
Чтобы увидеть танцора в танце, вы должны настолько погрузиться в танец, что станете танцем. Вы не зритель, вы — танец. Тогда вы познаете танцора на собственном опыте, вы почувствуете его.
Но если вы хотите познать танцора во всей его глубине и измерении, если вы хотите узнать источник танца, то, что является основой действия, тогда вы должны быть в состоянии сконцентрировать свое абсолютное внимание, избегая участия в танце. Это звучит противоречиво. На одном уровне я говорю, что вы должны погрузиться в танец. На другом — я говорю, что вы должны иметь возможность наблюдать танец с максимальной интенсивностью. Но эти утверждения не противоречат друг другу. Просто когда смотришь фрагментарно, если разрезать на части и смотреть, все кажется противоречивым.
Если вы полностью вовлечены в танец, полностью вовлечены в само действие, — это один из способов познания. Или если вы знаете, как держаться в стороне от действия, абсолютно не вовлекаясь в него, но наблюдая за ним целиком, вы можете расшифровать разницу между действием и актером, танцем и танцором — это также является способом познания. Второй подход требует гораздо большей осознанности, остроты, интенсивности и тренировки, поэтому легче стать частью танца. Постепенно, по мере того как ритм нарастает, когда вы все глубже и глубже втягиваетесь в танец, однажды вы не будете знать, что является вами, а что танцем. Как только вы станете частью танца, вы не сможете не заметить присутствие танцора.