Вопрос: Садхгуру, вы придаете большое значение Шиве. Почему вы не говорите так много о других Мастерах, например, о Мастерах Дзен?
Садхгуру: Потому что я не встречал никого настолько безумного. Мы не сравниваем Шиву с кем-то еще. То, что вы называете Шивой, включает в себя все. Было много выдающихся людей, принесших огромную пользу человечеству, но с точки зрения восприятия, существа подобного ему не было.
Итак, вы говорите о дзен. Но кто может быть более великим мастером дзен, чем сам Шива? Вы слышали о дзен-мастере Гутее? Всякий раз, когда он говорил о дзен, то поднимал палец, пытаясь показать: «Все едино». В дзен-монастырях мальчики становились монахами уже в четыре-пять лет. Один из таких мальчиков, который рос в монастыре, наблюдал за Гутеем и тоже начал поднимать указательный палец всякий раз, когда кто-то что-то говорил. Гутей замечал это, но ждал, пока мальчику исполнится шестнадцать. И вот однажды Гутей позвал его, поднял палец, и мальчик, следуя привычке, сделал то же самое. Тогда Гутей достал нож, отрубил ему палец, и, как говорят, в этот момент мальчик прозрел. Он внезапно осознал суть: дело не в единстве, а в пустоте.
Шива долгое время отсутствовал. Однажды, после долгого отсутствия, он вернулся домой. Он не видел своего сына, которому на тот момент было десять-одиннадцать лет. Когда Шива пришел, мальчик, держа в руках маленький трезубец, попытался его остановить. Тогда Шива отсек ему голову, но не забрал трезубец. Парвати была глубоко потрясена. Чтобы все исправить, Шива поместил на тело мальчика голову одного из ганов, после чего тот стал необычайно мудрым. Даже сегодня в Индии, прежде чем приступить к обучению или важному начинанию, люди сначала поклоняются этому мальчику. Со временем история изменилась — голову ганы стали изображать как голову гаджи (слона), но он по-прежнему считается воплощением интеллекта и гениальности. Говорят, что нет ничего, чего бы он не знал.
Ничто в этом мире не остается за пределами жизни Шивы. Настолько он сложен и целостен.
Это был первый акт дзен. Ничто в этом мире не остается за пределами жизни Шивы. Он настолько сложен и совершенен. У Шивы не было учения, только методы, и эти методы на сто процентов научны по своей сути. Он предложил 112 способов, с помощью которых человек может достичь реализации, потому что в человеческой системе 114 чакр, но две из них находятся за пределами физического тела. Поэтому он сказал: «Это царство только для тех, кто за пределами. Для людей есть лишь 112 способов». И он показал методы, как использовать эти 112 измерений того, как устроена жизнь. Через каждое из них можно достичь реализации.
То, о чeм говорил Шива, — это механика жизни. Никакой философии, никакого учения, никакой социальной значимости — только наука. Из этой науки отдельные мастера создают технологию. Он передал именно науку об этом. За всеми технологиями, которыми вы пользуетесь сегодня, будь то смартфон, компьютер или другой гаджет, стоит наука. Эта наука не касается вас напрямую — вы просто используете технологии. Но если бы кто-то не постиг эту науку, у вас не было бы этой технологии.
Поэтому то, что сказал Шива, — это чистая наука. Он оставил Саптариши задачу создать технологию, подходящую для людей, которые будут сидеть перед ними в тот момент. Технологию можно придумать. В зависимости от того, что нам нужно, мы производим определенный гаджет, но основная наука остается неизменной. Гаджеты, актуальные сегодня, могут стать устаревшими завтра. Так много гаджетов, которые когда-то считались прорывными, теперь утратили свою ценность, потому что появились новые, но наука остается той же.
С помощью Адийоги мы обращаемся к фундаментальной науке. В такое время, когда по разным причинам человечество находится в своем нынешнем состоянии, важно укрепить основополагающую науку.